Ватикан — что посетить и посмотреть?
Ватикан – государство в государстве, резиденция Римских Пап с 1377 года. Площадь государства Ватикан составляет 44 гектара, население его немногим больше 1000 жителей, не считая нескольких тысяч рабочих и служащих, работающих там, но не проживающих в нем. В их задачу входит управление маленьким, но сложным механизмом города, снабженного радиостанцией, железнодорожным вокзалом, четырьмя почтамтами, редакцией газеты и журналов, типографией и художественно-ремесленными мастерскими, среди которых известная Школа мозаики и гобеленовая мастерская.
На ватиканском холме еще в римскую эпоху располагался цирк, строительство которого было начато при Калигуле и закончено при Нероне. В центре цирка стоял обелиск, который и перенесли на площадь Св.Петра. В 67 г.н.э. Св.Петр был распят, при первом преследовании христиан, и его тело было погребено в неизвестной могиле поблизости. Цирк оказался заброшенным после смерти Нерона, а Ватиканский акрополь разрастался и стал священным местом для христиан. Спустя 250 лет император Константин воздвиг на этом месте великолепную базилику. До этого, в течение 73 лет, Папы жили в Авиньоне. Ветхая базилика Св.Петра была на столько запущена, что Папа Юлий II (1503-1513) положил начало строительству нового собора, поручив Браманте снести древнюю константиновскую базилику и построить новую. Затея длилась 176 лет. Над собором работали многие архитекторы, и Рафаэль, и Антонио да Сангалло Младший, и Микеланджело, который в 70 лет начал постройку купола. С того самого времени каждый Папа содействовал великолепию и украшению Ватиканского холма. На кафедре св.Петра сидели, в непрерывной последовательности, 264 человека и многие из них мученики или святые.
Благодаря Папам и великим архитекторам, мы и знаем теперешний Ватикан, с его площадью Св. Петра и великолепным, самым главным храмом христианского мира – Собором Св.Петра; с ватиканскими музеями, садами, пинакотекой и Швейцарскими гвардейцами.
Естественно, мне хотелось обязательно попасть в Ватикан еще со школьных лет, с уроков географии. И наконец-то мечта сбылась. Если вы когда-нибудь смотрели веселый фильм «Евротур» и помните кадр, когда герои решили пойти в Ватиканский музей, то наверняка вспомните очередь, которая там была за билетом. И это оказалась не выдумка!!! Очередь в музеи была, чуть ли не до площади, а в сам собор – почти на всю площадь!! Я выбрала первым посещение собора, надеясь, что во второй половине дня людей поубавится в музеях. Когда я вышла на площадь Св.Петра, у меня захватило дух! Это просто нечто! Во-первых, размеры – все настолько необъятное и стремящееся ввысь, просто умопомрачительно! Сама площадь – самая большая в Риме, ширина — 240 метров, длина – 340 метров. Высота обелиска в центре площади – 25 метров. Во-вторых, сама атмосфера – неограниченность и бесконечность, какое-то сливающееся с небом совершенство, просто сказочно. Ну и, в-третьих, наконец-то я попала в сам Ватикан и прикоснулась к многовековой истории.
Два фонтана на площади, оказывается, спроектированы разными архитекторами, с разницей в 50 лет. А мне казалось, что они одинаковые. Но фонтаны совершенно гармонично вписываются в огромную площадь.
Колоннада, торжественный вход в собор Св. Петра и в Ватикан, стала, быть может, самым известным произведением Бернини. Два больших открытых крыла, расходящихся полукругом, кажутся распростертыми руками Храма, готового принять в свои объятия все человечество. Бернини так же принадлежит изображение статуй Святых (их 140), помещенных на фасаде собора и колоннаде.
Фасад собора широченный и шикарный, работа Мадерно. Над главным входом Лоджия благословений, с нее провозглашается имя каждого новоизбранного Папы, и он же с нее преподает свое первое благословение.
Пяти нефам собора соответствую пять дверей. Самая ценная – центральная бронзовая дверь, законченная в 1433г. Филатере для первоначальной константиновской базилики. Крайняя левая дверь – Дверь смерти, с изображениями смерти Иисуса и его Матери, кончины Папы Иоанна ХХIII и смерть в космосе. Далее Дверь добра и зла, Дверь Святых Таинств, и самая правая дверь – Святая дверь, открывается только по случаю Святых годов, и в конце юбилейного года торжественным обрядом закрывается.
Благо, очередь двигалась относительно быстро. Отстояв свое на утреннем осеннем солнышке, я, пройдя досмотр на наличие запретных предметов, попала в собор. Собор – просто нечто потрясающее! Собор представляет собой как бы совокупность больших соборов. Это нечто впечатлительное и грандиозное! Внутри храма на полу есть цифры, рассказывающие о его масштабах. Длина интерьера собора – 186,36 метров, высота свода – 44 метра, высота купола изнутри – 119 м. Практически посредине собора, прямо под куполом Микеланджело, над могилой апостола Петра, расположен Главный, или папский алтарь. Перед алтарем днем и ночью горят девяносто пять лампад. Над алтарем возвышается необыкновенный балдахин Бернини, поддерживаемый четырьмя витыми колоннами из бронзы, взятой из Пантеона. Высота балдахина – 29 метров, на 4 метра выше, чем обелиск. У меня осталось ошеломляющее впечатление, после всего увиденного внутри! Немыслимое пространство в соборе, атмосфера спокойствия и умиротворения.
У бронзовой статуи Св. Петра всегда толпится много людей, некоторые фотографируются, некоторые просто молча стоят радом, но все норовят потрогать статую за ногу, что сделала и я, не знаю, к чему такая традиция, но нога у св. Петра отполирована до блеска, как грудь у Джульетты в Вероне, или как пятак у кабана во Флоренции.
В одной из капелл на престоле помещена Пьета, одно из самых известных и любимых произведений Микеланджело, выполненное им в 1499г в возрасте 24 лет!!! Имя молодого художника выгравировано на ленте, пересекающей грудь Девы Марии. На ее коленях лежит мертвое тело Христа, который кажется спящим. Их окутывает олимпийская строгость, и покрывало печали обволакивает их прекрасные тела.
В соборе много значимых статуй, витражей и фресок. Каждый кусочек – историческая и художественная ценность, известная во всем мире.
Если есть время, очень советую поднять на купол собора. Туда ведет лифт и винтовая лестница. Купол Микеланджело — гармоничная поэзия необъятности. Огромный свод выделяется на фоне неба и его серо-голубой цвет сливается с подобным же цветом небосвода, находясь с ним, как кажется, в архитектурном согласии. К сожалению, свое творение Микеланджело так и не увидел, он начал строительство в преклонном возрасте и только через 25 лет после его смерти купол достроили полностью. Диаметр купола – 42 метра, почти как Пантеон! Вид с балюстрады очарователен – Тибр и замок Св.Ангела, весь город как на ладони – все вместе создает большую гармонию. Сам купол поражает сдержанной напряженностью пластичных ребер, идущих вдоль купола до фонаря. Внутри купола ошеломительный вид внутрь собора – балдахин Бернини такой маленький кажется! На вершине фонаря на 360 градусов простирается незабываемый Вечный Город Рим. Такого ощущения у меня не было на крыше ни одного собора. Сидя на балюстраде и кушая итальянское мороженое, которое можно купить там же рядом в продуктовой лавочке, меня переполняло волнение и чувство блаженства. Обязательно поднимитесь на купол собора Св. Петра!!!!
Еще два места в соборе, которые стоит посетить обязательно – Ватиканские Гроты и Сокровищница. В Гротах надгробные памятники Папам, одному королю, двум королевам, кардиналам и епископам, драгоценные произведения искусства и остатки константиновской базилики. В Сокровищнице находится художественно-исторический музей св.Петра. Начиная с эпохи Константина (IV век), базилика св.Петра получала значительные дары, многие из которых от самого императора. Сокровищница упорно пополнялась, в особенности по случаю разных Юбилейных годов, следовавших с 1300 года. Из-за разграблений, до нас дошли сокровища в основном двух последних столетий, но есть и некоторые очень древние свидетельства старины.
Ватиканские музеи – еще одно важное для посещения место! Там собраны ценные копии многих архитектурных шедевров древности. Много копий, много Римских оригиналов. Как я и думала, после обеда очереди вообще не было, так что и людей в музее должно было быть меньше. Но видимо на количество людей внутри очередь никак не влияет…
Вход в музей проходит через двор Еловой шишки. Во дворе стоит забавная вещь – шар в шаре. Шар крутится и вообще он странный, но метко дополняет площадь. Если есть знания иностранного языка, лучше взять аудио-гид – русского гида нет, к сожалению, но любой другой язык в наличие! Так бродить полезнее – про некоторые экспонаты можно узнать много интересных подробностей, чем просто блуждать с заинтересованным лицом. Хотя это немного замедляет осмотр. А вообще, если есть аудио-гид – в музее, соборе или где-то еще, лучше им воспользоваться, а то можно пропустить интересности.
Ватиканские музеи представляют собой множество залов, в которых либо стоят статуи, бюсты, картины, либо расписаны стены, либо собраны глобусы, либо карты из ковров на стенах, либо саркофаги, либо фрески и резьба по дереву, либо мумии, либо некие странные вещи, найденные при раскопках или просто собранных в музее. Бродить там можно долго, и все равно времени не хватить рассмотреть детально. Я, честно говоря, начала уставать под конец от потока информации.
Важным и художественно интересным местом в ватиканских музеях является Сикстинская капелла, построенная архитектором Джовани де Дольче по заказу Сикста IV, пожелавшего, чтобы эта постройка была закрытой и недоступной внешне, почти укрепленной. Боковые стены были расписаны Перуджи, Боттичели, Гирландаио и Росселли фресками, изображавшими Жизнь Моисея (Ветхий Завет) и Жизнь Христа (Новый Завет). Почти каждая картина соответствует противостоящей, поэтому советуется при посещении капеллы рассматривать поочередно обе стены.
В 1508 году Папа Юлий II приказал молодому Микеланджело расписать потолок Сикстинской Капеллы. Этот гигантский труд был начат в 1508 г. и закончен в 1512 г. 800 м.кв. поверхности было расписана Микеланджело, что раскрыло его художественный гений. В основе работы лежит серия из 9 картин с эпизодами из Книги Бытия: отделение света от тьмы, создание луны и солнца, создание деревьев и растений, сотворение человека, создание Евы, первородный грех, жертвоприношение Ноя, всемирный потом, опьянение Ноя. Между треугольными пространствами изображены пророки и сивиллы, в люнетах над окнами и в треугольных парусах – предки Христа, а в четырех угловых парусах — эпизоды из Ветхого Завета. Я не представляю, как это можно было вообще нарисовать на такой высоте и наверно в лежачем положении, это – гениально. Одна сцена создания человека чего стоит – художник изображает акт сотворения человека простым прикосновением пальцев, через которые кажется, что проходит подлинный жизненный заряд между Творцом и Адамом.
Через 23 года после росписи свода, на стене главного престола Микеланджело начал роспись Страшного Суда. Это произведение единственное, бесподобное, грандиозное, которое покоряет и ошеломляет. Страшный суд, краткое изложение Божественной комедии Данте, был нарисован Микеланджело с 1535г. по 1541г. Триста персонажей заполняют этот проект, поражающий логичностью и ясностью, в котором пространство организовано в самой настоящей архитектуре фигур. Жаль, что там нельзя было фотографировать, строгий надзиратель пресекал любые попытки расчехлить фотоаппарат. Кстати, именно в Сикстинской капелле собирается конклав, после смерти Папы, для избрания нового Папы Римского. Согласно традиции, результат каждого голосования сообщается внешнему миру путем дыма, после сожжения бюллетеней каждого голосования. В случае отрицательного результата голосования дым, исходящий из дымохода капеллы, выходит черным, из-за добавки специального состава. Когда же, наконец, результат положительный, то оставляют гореть только бюллетени, которые дают долгожданный белый дымовой сигнал.
Впечатление осталось просто неизгладимое от посещения музеев и Ватикана. Столько истории в один день. К выходу ведет шикарная винтовая лестница, спроектированная Джузеппе Момо.
Вот так быстро за один день можно обойти и осмотреть целое государство!!
Отличный рассказ! Все так подробно, словно сам побывал в Ватикане))