собор Св.Петра

Ватикан – государство в государстве, резиденция Римских Пап с 1377 года. Площадь государства Ватикан составляет 44 гектара, население его немногим больше 1000 жителей, не считая нескольких тысяч рабочих и служащих, работающих там, но не проживающих в нем. В их задачу входит управление маленьким, но сложным механизмом города, снабженного радиостанцией, железнодорожным вокзалом, четырьмя почтамтами, редакцией газеты и журналов, типографией и художественно-ремесленными мастерскими, среди которых известная Школа мозаики и гобеленовая мастерская.
площадь перед собором Св.Петра

На ватиканском холме еще в римскую эпоху располагался цирк, строительство которого было начато при Калигуле и закончено при Нероне. В центре цирка стоял обелиск, который и перенесли на площадь Св.Петра. В 67 г.н.э. Св.Петр был распят, при первом преследовании христиан, и его тело было погребено в неизвестной могиле поблизости. Цирк оказался заброшенным после смерти Нерона, а Ватиканский акрополь разрастался и стал священным местом для христиан. Спустя 250 лет император Константин воздвиг на этом месте великолепную базилику. До этого, в течение 73 лет, Папы жили в Авиньоне. Ветхая базилика Св.Петра была на столько запущена, что Папа Юлий II (1503-1513) положил начало строительству нового собора, поручив Браманте снести древнюю константиновскую базилику и построить новую. Затея длилась 176 лет. Над собором работали многие архитекторы, и Рафаэль, и Антонио да Сангалло Младший, и Микеланджело, который в 70 лет начал постройку купола. С того самого времени каждый Папа содействовал великолепию и украшению Ватиканского холма. На кафедре св.Петра сидели, в непрерывной последовательности, 264 человека и многие из них мученики или святые.
интерьер собора Св.Петра

Благодаря Папам и великим архитекторам, мы и знаем теперешний Ватикан, с его площадью Св. Петра и великолепным, самым главным храмом христианского мира – Собором Св.Петра; с ватиканскими музеями, садами, пинакотекой и Швейцарскими гвардейцами.
Естественно, мне хотелось обязательно попасть в Ватикан еще со школьных лет, с уроков географии. И наконец-то мечта сбылась. Если вы когда-нибудь смотрели веселый фильм «Евротур» и помните кадр, когда герои решили пойти в Ватиканский музей, то наверняка вспомните очередь, которая там была за билетом. И это оказалась не выдумка!!! Очередь в музеи была, чуть ли не до площади, а в сам собор – почти на всю площадь!! Я выбрала первым посещение собора, надеясь, что во второй половине дня людей поубавится в музеях. Когда я вышла на площадь Св.Петра, у меня захватило дух! Это просто нечто! Во-первых, размеры – все настолько необъятное и стремящееся ввысь, просто умопомрачительно! Сама площадь – самая большая в Риме, ширина — 240 метров, длина – 340 метров. Высота обелиска в центре площади – 25 метров. Во-вторых, сама атмосфера – неограниченность и бесконечность, какое-то сливающееся с небом совершенство, просто сказочно. Ну и, в-третьих, наконец-то я попала в сам Ватикан и прикоснулась к многовековой истории.
Собор Св.Петра

Два фонтана на площади, оказывается, спроектированы разными архитекторами, с разницей в 50 лет. А мне казалось, что они одинаковые. Но фонтаны совершенно гармонично вписываются в огромную площадь.
Колоннада, торжественный вход в собор Св. Петра и в Ватикан, стала, быть может, самым известным произведением Бернини. Два больших открытых крыла, расходящихся полукругом, кажутся распростертыми руками Храма, готового принять в свои объятия все человечество. Бернини так же принадлежит изображение статуй Святых (их 140), помещенных на фасаде собора и колоннаде.
Фасад собора широченный и шикарный, работа Мадерно. Над главным входом Лоджия благословений, с нее провозглашается имя каждого новоизбранного Папы, и он же с нее преподает свое первое благословение.
Пяти нефам собора соответствую пять дверей. Самая ценная – центральная бронзовая дверь, законченная в 1433г. Филатере для первоначальной константиновской базилики. Крайняя левая дверь – Дверь смерти, с изображениями смерти Иисуса и его Матери, кончины Папы Иоанна ХХIII и смерть в космосе. Далее Дверь добра и зла, Дверь Святых Таинств, и самая правая дверь – Святая дверь, открывается только по случаю Святых годов, и в конце юбилейного года торжественным обрядом закрывается.
шар в шаре А.ПомодороБлаго, очередь двигалась относительно быстро. Отстояв свое на утреннем осеннем солнышке, я, пройдя досмотр на наличие запретных предметов, попала в собор. Собор – просто нечто потрясающее! Собор представляет собой как бы совокупность больших соборов. Это нечто впечатлительное и грандиозное! Внутри храма на полу есть цифры, рассказывающие о его масштабах. Длина интерьера собора – 186,36 метров, высота свода – 44 метра, высота купола изнутри – 119 м. Практически посредине собора, прямо под куполом Микеланджело, над могилой апостола Петра, расположен Главный, или папский алтарь. Перед алтарем днем и ночью горят девяносто пять лампад. Над алтарем возвышается необыкновенный балдахин Бернини, поддерживаемый четырьмя витыми колоннами из бронзы, взятой из Пантеона. Высота балдахина – 29 метров, на 4 метра выше, чем обелиск. У меня осталось ошеломляющее впечатление, после всего увиденного внутри! Немыслимое пространство в соборе, атмосфера спокойствия и умиротворения.
У бронзовой статуи Св. Петра всегда толпится много людей, некоторые фотографируются, некоторые просто молча стоят радом, но все норовят потрогать статую за ногу, что сделала и я, не знаю, к чему такая традиция, но нога у св. Петра отполирована до блеска, как грудь у Джульетты в Вероне, или как пятак у кабана во Флоренции.
в соборе Св.Петра

В одной из капелл на престоле помещена Пьета, одно из самых известных и любимых произведений Микеланджело, выполненное им в 1499г в возрасте 24 лет!!! Имя молодого художника выгравировано на ленте, пересекающей грудь Девы Марии. На ее коленях лежит мертвое тело Христа, который кажется спящим. Их окутывает олимпийская строгость, и покрывало печали обволакивает их прекрасные тела.
В соборе много значимых статуй, витражей и фресок. Каждый кусочек – историческая и художественная ценность, известная во всем мире.
вид на Рим с крыши сбоора Св.Петра

Если есть время, очень советую поднять на купол собора. Туда ведет лифт и винтовая лестница. Купол Микеланджело — гармоничная поэзия необъятности. Огромный свод выделяется на фоне неба и его серо-голубой цвет сливается с подобным же цветом небосвода, находясь с ним, как кажется, в архитектурном согласии. К сожалению, свое творение Микеланджело так и не увидел, он начал строительство в преклонном возрасте и только через 25 лет после его смерти купол достроили полностью. Диаметр купола – 42 метра, почти как Пантеон! Вид с балюстрады очарователен – Тибр и замок Св.Ангела, весь город как на ладони – все вместе создает большую гармонию. Сам купол поражает сдержанной напряженностью пластичных ребер, идущих вдоль купола до фонаря. Внутри купола ошеломительный вид внутрь собора – балдахин Бернини такой маленький кажется! На вершине фонаря на 360 градусов простирается незабываемый Вечный Город Рим. Такого ощущения у меня не было на крыше ни одного собора. Сидя на балюстраде и кушая итальянское мороженое, которое можно купить там же рядом в продуктовой лавочке, меня переполняло волнение и чувство блаженства. Обязательно поднимитесь на купол собора Св. Петра!!!!
скульптуры и картины мезеев Ватикана

Еще два места в соборе, которые стоит посетить обязательно – Ватиканские Гроты и Сокровищница. В Гротах надгробные памятники Папам, одному королю, двум королевам, кардиналам и епископам, драгоценные произведения искусства и остатки константиновской базилики. В Сокровищнице находится художественно-исторический музей св.Петра. Начиная с эпохи Константина (IV век), базилика св.Петра получала значительные дары, многие из которых от самого императора. Сокровищница упорно пополнялась, в особенности по случаю разных Юбилейных годов, следовавших с 1300 года. Из-за разграблений, до нас дошли сокровища в основном двух последних столетий, но есть и некоторые очень древние свидетельства старины.
в музеях Ватикана

Ватиканские музеи – еще одно важное для посещения место! Там собраны ценные копии многих архитектурных шедевров древности. Много копий, много Римских оригиналов. Как я и думала, после обеда очереди вообще не было, так что и людей в музее должно было быть меньше. Но видимо на количество людей внутри очередь никак не влияет…
двор Еловой шишки с большой Нишей Бельведера

Вход в музей проходит через двор Еловой шишки. Во дворе стоит забавная вещь – шар в шаре. Шар крутится и вообще он странный, но метко дополняет площадь. Если есть знания иностранного языка, лучше взять аудио-гид – русского гида нет, к сожалению, но любой другой язык в наличие! Так бродить полезнее – про некоторые экспонаты можно узнать много интересных подробностей, чем просто блуждать с заинтересованным лицом. Хотя это немного замедляет осмотр. А вообще, если есть аудио-гид – в музее, соборе или где-то еще, лучше им воспользоваться, а то можно пропустить интересности.
в музеях Ватикана

Ватиканские музеи представляют собой множество залов, в которых либо стоят статуи, бюсты, картины, либо расписаны стены, либо собраны глобусы, либо карты из ковров на стенах, либо саркофаги, либо фрески и резьба по дереву, либо мумии, либо некие странные вещи, найденные при раскопках или просто собранных в музее. Бродить там можно долго, и все равно времени не хватить рассмотреть детально. Я, честно говоря, начала уставать под конец от потока информации.

глобусы из Апостольской библиотекиВажным и художественно интересным местом в ватиканских музеях является Сикстинская капелла, построенная архитектором Джовани де Дольче по заказу Сикста IV, пожелавшего, чтобы эта постройка была закрытой и недоступной внешне, почти укрепленной. Боковые стены были расписаны Перуджи, Боттичели, Гирландаио и Росселли фресками, изображавшими Жизнь Моисея (Ветхий Завет) и Жизнь Христа (Новый Завет). Почти каждая картина соответствует противостоящей, поэтому советуется при посещении капеллы рассматривать поочередно обе стены.
в музее Египта

В 1508 году Папа Юлий II приказал молодому Микеланджело расписать потолок Сикстинской Капеллы. Этот гигантский труд был начат в 1508 г. и закончен в 1512 г. 800 м.кв. поверхности было расписана Микеланджело, что раскрыло его художественный гений. В основе работы лежит серия из 9 картин с эпизодами из Книги Бытия: отделение света от тьмы, создание луны и солнца, создание деревьев и растений, сотворение человека, создание Евы, первородный грех, жертвоприношение Ноя, всемирный потом, опьянение Ноя. Между треугольными пространствами изображены пророки и сивиллы, в люнетах над окнами и в треугольных парусах – предки Христа, а в четырех угловых парусах — эпизоды из Ветхого Завета. Я не представляю, как это можно было вообще нарисовать на такой высоте и наверно в лежачем положении, это – гениально. Одна сцена создания человека чего стоит – художник изображает акт сотворения человека простым прикосновением пальцев, через которые кажется, что проходит подлинный жизненный заряд между Творцом и Адамом.

музеи Ватикана, зал географических карт

Через 23 года после росписи свода, на стене главного престола Микеланджело начал роспись Страшного Суда. Это произведение единственное, бесподобное, грандиозное, которое покоряет и ошеломляет. Страшный суд, краткое изложение Божественной комедии Данте, был нарисован Микеланджело с 1535г. по 1541г. Триста персонажей заполняют этот проект, поражающий логичностью и ясностью, в котором пространство организовано в самой настоящей архитектуре фигур. Жаль, что там нельзя было фотографировать, строгий надзиратель пресекал любые попытки расчехлить фотоаппарат. Кстати, именно в Сикстинской капелле собирается конклав, после смерти Папы, для избрания нового Папы Римского. Согласно традиции, результат каждого голосования сообщается внешнему миру путем дыма, после сожжения бюллетеней каждого голосования. В случае отрицательного результата голосования дым, исходящий из дымохода капеллы, выходит черным, из-за добавки специального состава. Когда же, наконец, результат положительный, то оставляют гореть только бюллетени, которые дают долгожданный белый дымовой сигнал.
винтовая лестница Ватиканских музеев, проект Дж.Момо

Впечатление осталось просто неизгладимое от посещения музеев и Ватикана. Столько истории в один день. К выходу ведет шикарная винтовая лестница, спроектированная Джузеппе Момо.
Вот так быстро за один день можно обойти и осмотреть целое государство!!


Похожие записи: